Новости
Этапы развития певческих навыков дошкольника в подготовке к вокальному конкурсу
1
июня
2023
Трудно переоценить значение вокального искусства в дошкольном образовательном учреждении, оно является основным средством музыкального воспитания. Вот что пишет Н. А. Ветлугина:
«Пение относиться к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно представления звуковысотных отношений»
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Неотъемлемой частью воспитания и образования дошкольников является участие во всевозможных конкурсах, в том числе и вокальных. Это очень ответственное и волнительное мероприятие. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. Для начала разделю все на этапы:
- Работа над формированием вокальных навыков
- Выбор репертуара
- Подбор упражнений для распевания и развития певческих навыков.
- Разучивание песни
- Максимальное закрепление полученных позитивных эмоций у ребенка от всех этапов работы.
В работе ставлю следующие задачи:
- Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
- Развитие творческого воображения (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
- Формирование певческих навыков;
- Развитие исполнительского мастерства;
- Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
С чего начинаются занятия вокалом?
Занятия по вокалу включают в себя упражнения для четкой дикции, точности интонирования, певческой установке, певческого дыхания.
Главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода исполнителей. Поэтому начинать работу по формированию певческих умений следует с певческой установки. Как же добиться певческой установки? Корпус следует держать прямо и свободно, плечи расправить, голову держать прямо, шею не вытягивать и не напрягать, ноги поставить под прямым углом к полу с опорой на пятки, руки свободно положить между животом и коленями, нижняя челюсть свободна, губы подвижны и упруги. Чтобы принять правильное положение тела, нужно предложить детям встать, сутулиться, расслабить мышцы спины, плеч. Потом, как бы, приподнять тело (плечи, грудь) и откинуть его назад вниз. Кроме того, чтобы тело было при пении упругим, предлагается детям периодически проверять его кулачками («чтобы не было дырки в боку, как у ежика»).
- На этапе формирования певческих навыков в работу включаю одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность выглядит следующим образом: дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, ансамбль. В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова. Развиваю умение у ребенка правильно открывать рот, опуская нижнюю челюсть. Развиваем умение плавного ведения звука. Перед тем как начать петь песни с детьми, необходимо включить в занятие распевание. Благодаря систематическому распеванию у детей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса, становится более точное интонирование. Очень важно, чтобы каждое упражнение было интересным по содержанию и игра могла увлечь ребенка. Так как именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Для достижения напевности хорошо использовать песенки, попевки с ярким, образным содержанием. Например, убаюкивание любимой игрушки: атмосфера покоя, ласки побуждает ребенка исполнять песню мягко и протяжно. Лучше всего начинать с гласных А, У, О, так как это первые фонемы, представление о которых складываются у детей. На занятиях необходимо добиваться четкой ясной дикции, чтобы дети четко произносили согласные и чисто пропевали гласные звуки. Звукообразующими органами являются губы, язык, челюсть, гортань с голосовыми связками и зубы. Артикуляционный аппарат у детей часто бывает вялый, у них малоподвижная, напряженная нижняя челюсть, вялые губы и малоподвижный язык. Артикуляционные упражнения решают задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощают ребенка, готовят певческий аппарат к пению. Для развития правильного воспроизведения звука огромное значение имеет правильная организация дыхания. Активный вдох, небольшая задержка дыхания и постепенное его расходование. Слежу за тем, чтобы ребенок пропевал всю фразу на одном дыхании.
Большое значение имеют методы и приемы работы с детьми в процессе певческой деятельности. Игровой метод включает в себя игровые моменты, игровые ситуации, применение игрушек, элементов костюмов и воображаемой ситуации, музыкально - дидактических игр и пособий. О музыкально – дидактических играх написано очень много и говорить о них, об их целесообразности и продуктивности здесь не имеет смысла. Наглядно-слуховой метод – исполнение вокальных произведений педагогом или использование записи. Словесный метод – это беседы, сообщения, пояснения, разъяснения педагога по разным проблемам. Используя выразительные средства искусства слова, музыкальный руководитель должен владеть художественной речью. В процессе занятий возможно применение таких важнейших образных средств как сравнение, слова - символы, метафора. Например: спой медленно, как черепаха, голос звучит как колокольчик, звук мягкий как пушистый котенок. Да, чтобы участвовать в конкурсе ребенок должен уже быть готов. Подразумевается, что он уже получил все необходимые вокально-артикуляционные навыки, имеет соответствующий диапазон и знает, как правильно брать дыхание.
- Выбор репертуара играет решающую роль для маленького исполнителя здесь необходимо учитывать многие критерии. Это и широта диапазона юного певца, уровень развития музыкальности и эмоциональности, музыкальную память, степень развития музыкального слуха и стабильности метро-ритмических ощущений. Наконец, общее развитие ребенка – его интеллектуальный и эмоциональный уровень. Безусловно, музыкальное произведение должно быть «выигрышным», интересным, подвижного и веселого характера. Оно должно нравиться исполнителю, в противном случае ждать от маленького певца многого не придется, не будет заинтересованности – не будет результата.
- Разучивание музыкального произведения происходит в несколько этапов:
а. Знакомство со словами текста, донесение и восприятия смысла текста, разбор строения вокального произведения;
б. Разучивание мелодии на определенный слог «ля», «да», «ди», «та» (с названием нот дети не могут разучить);
в. Разучивание мелодии со словами;
г. Разучивание мелодии со словами и движениями, если таковые будут использоваться;
д. Закрепление выученного материала с последующей демонстрацией его на родительском собрании, например;
е. Выступление непосредственно на конкурсе.
Каждый этап может варьироваться, но как мне кажется это наиболее удобный и продуктивный алгоритм при подготовке к вокальному конкурсу.
- И самый, на мой взгляд, важный в психологическом плане этап - это закрепление всех полученных положительных эмоций ребенка от момента начала разучивания до непосредственного выступления на конкурсе. Очень осторожно нужно оперировать таким понятием как «нацеленность на результат», а под «результатом» подразумевается исключительно призовое место, что не всегда бывает оправдано. Главное, что бы ребенок получал удовольствие от своего труда, стремления освоить, что то новое и от итоговых выступлений, тогда с уверенностью можно будет двигаться вперед и не беспокоиться, что у дошкольника пропадет всякое желание и петь и выступать. Предлагаю вашему вниманию «Воробьиную песенку» в исполнении Флейшина Владимира, подготовленную к конкурсу «Птичья филармония и поэзия» в рамках Фестиваля детского творчества «Удивительный мир птиц»